Доступная среда


     Безбарьерная среда - это обычная среда ДОО, оборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
     Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»  http://base.garant.ru/70183566/
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  3. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 02.02.2016) "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423) https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=270865   
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/   
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
  6. "Конституция Российской Федерации" (ст.8)  http://www.constitution.ru/
  7. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/
  8. Конвенция о правах инвалидов http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации» http://static.government.ru/media/files/U4IuAXqCHti1bcuTRD6Z0jAdOVNyC2yi.pdf
  10. «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»http://government.ru/orders/selection/405/27650/ 
  11. Международный день инвалидов - 3 декабря 

УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ДОУ, ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 

Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программахОбразовательная деятельность с воспитанниками с ОВЗ осуществляется на основании Адаптированной основной образовательной программы в соответствии с нозологией. Образовательная деятельность по квалифицированной коррекции  учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога не входят в общую нагрузку, указанную в плане ОД, так как образовательная деятельность осуществляется  малыми подгруппами или индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекции развития. В работе с воспитанниками используются  образовательные программы коррекционной направленности с учётом специфических потребностей воспитанников.
Обязательная часть плана организации образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности представлена во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Реализуется в форме НОД и в форме СОД. Реализация обязательной части Образовательной программы ЦРР-д/с «Одуванчик» осуществляется в соответствии с Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Мир открытий»  под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, Методического комплекта КРО.  Морозовой И.А., Пушкаревой М.А., Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. Нищевой Н.В.
Разработаны и реализуются Адаптированные образовательные программы согласно основному и сопутствующим заболеваниям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
Адаптированная общая образовательная программа для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития МДОУ ЦРР -д/с "Одуванчик" на 2022-2023 уч.год
Адаптированная общая образовательная программа для детей с нарушениями речи МДОУ ЦРР д/с "Одуванчик" на 2022-2023 уч.год
Адаптированная общая образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МДОУ ЦРР -д/с "Одуванчик" 2022-2023 уч.год
План организации образовательной деятельности для детей ОВЗ на 2022-2023 учебный год 
Информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологийРеализация образовательных программ, в том числе адаптированной, не предусматривает применение программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяПри поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми – инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ имеется музыкально – физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами по художественно – эстетическому направлению. Также в зале есть все необходимое для проведения физкультурных занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий с воспитанниками.
В группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную др. деятельность. Среда групп пополняется современным игровым оборудованием. 
При необходимости развивающая среда ДОУ будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов.
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяВ ДОУ имеется пандус наружный и пандус внутри здания для доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяРебенок с ОВЗ или ребенок – инвалид в ДОУ обеспечивается горячим питанием. Организация питания соответствует нормативно – правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяВ ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей.
3) организовано динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
разработана и реализуется индивидуальная коррекционная программа согласно основному и сопутствующим заболеваниям ребенка-инвалида;
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- условия для двигательной активности ребенка (центр группы всегда остается свободным);
- подбор специального дидактического материала и т. п.
 
Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 
 
На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 
В ДОУ используются электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ и имеющие версию для слабовидящих:
Электронные образовательные ресурсы о помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ
Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён.
На разных этапах коррекционной работы активно используются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и призваны способствовать эффективной коррекционной работе по восстановлению нарушенных функций, в том числе указанные технологии приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающие занятия предполагает использование компьютерных программ, интерактивной доски и планшетов. Основными направлениями коррекционно-развивающих занятий являются логопедическая практика, развитие навыков распознавания цвета и формы, знакомство с основами безопасной жизнедеятельности, поощрение и развитие творческого мышления воспитанников ДОУ. Для проведения коррекционной и развивающей работы с детьми используются программные комплексы «e-Publish», «Microsoft Paint», а также программно-методический комплекс «Лого-7».
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяДля организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики, песочные столы с подсветкой, Дары Фребеля и  т. п.
Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 
 
Общежитие и интернат отсутствуют